Ил-76

Материал из «Знание.Вики»
Ил-76
Ил-76ТДИл-76ТД
Тип тяжёлый транспортный
Разработчик Флаг СССР/Флаг России ОКБ им. С. В. Ильюшина
Производитель Узбекская Советская Социалистическая РеспубликаФлаг Узбекистана «ТАПОиЧ»[1] (бывший)
Флаг России «Авиастар-СП»
Главный конструктор Г. В. Новожилов
Первый полёт 25 марта 1971[2]
Начало эксплуатации 1975
Статус производится,
эксплуатируется
Эксплуатанты Россия ВКС России (124)
Air Force Ensign of India.svg ВВС Индии (14)
Flag of the Libyan Air Force.svg ВВС Ливии (1)
Годы производства с 1973
Единиц произведено 957 (31 мая 2021 года)[3]
Стоимость единицы ~ 5 млрд руб.
Ил-76МД-90А (2017 год)
[4]
Варианты А-50
А-60
А-100
Ил-78
KJ-2000
Ил-76МД-90А

Ил-76 (по кодификации НАТО: Candid — с англ. — «искренний, прямой») — советский и российский тяжёлый военно-транспортный самолёт, разработанный в ОКБ Ильюшина по проекту и под руководством Г. В. Новожилова. Предназначен для десантирования личного состава и транспортировки грузов и техники разного назначения. Является первым в истории отечественной авиации военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Пришёл на смену транспортнику Ан-22 («Антей»).

На этапе окончательной сборки серийно производился в Узбекистане на Ташкентском авиационном производственном объединении имени В. П. Чкалова[1]. В 2010 году производство самолёта было официально перенесено в Россию на завод «Авиастар-СП» в Ульяновске.

История создания

В июне 1966 года Министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ С. В. Ильюшина провести исследовательские работы по созданию проекта военно-транспортного самолёта нового поколения, с турбореактивными двигателями, предназначенного для выполнения задач по наземному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов.

В феврале 1967 года Генеральный конструктор С. В. Ильюшин утвердил разработанное техническое предложение по созданию самолёта, получившего название Ил-76, а в ноябре того же года Советом Министров СССР было принято постановление о начале работ по его созданию.

Все работы проходили под руководством заместителя Генерального конструктора Г. В. Новожилова (28 июля 1970 года его назначили Генеральным конструктором опытного конструкторского бюро московского машиностроительного завода «Стрела» - в настоящее время Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина). При проектировании самолета одной из сложных проблем было определение оптимальных размеров фюзеляжа, его конфигурации, а также расположения и размеров грузового люка, которые с наибольшей эффективностью отвечали бы условиям эксплуатации самолёта[5].

С этой целью кроме создания эскизного проекта велась подготовка к созданию Макетной комиссии, одним из разделов работы которой было проведение натурных примерок размещения в самолёте военной техники, предназначенной для транспортировки, для чего планировалось создание полномасштабного макета самолёта. Этот раздел работы возглавлял заместитель Генерального конструктора ОКБ Р. П. Папковский1976 года — Главный конструктор по самолету Ил-76 и его модификациям).

Пол макета был построен силовым, с силовой рампой, что позволило полностью провести загрузку, швартовку и разгрузку самоходной и несамоходной техники в макет самолёта. Были проведены примерки размещения личного состава войск в вариантах как наземного, так и парашютного десантирования. В результате анализа проведённых работ, а также анализа компоновок фюзеляжей различных военно-транспортных самолётов, для Ил-76 была выбрана такая конфигурация хвостовой части фюзеляжа, которая обеспечивала свободную и быструю загрузку самолёта со стороны хвоста, а также свободный выход грузов при их парашютном десантировании.

Разработчикам необходимо было также учесть, что машина должна быть неприхотлива к условиям эксплуатации на грунтовых аэродромах ограниченных размеров и получения в этих условиях сравнительно коротких для такого класса самолётов длин разбега при взлёте и пробега при посадке. Для этого необходимо было оснастить самолёт крылом большой площади, а аэродинамическая компоновка крыла должна была иметь умеренную стреловидность с высокоэффективной механизацией. Потребовалось также создать специальное многоколёсное шасси повышенной проходимости.

Постройка первого опытного самолёта проводилась в Москве на опытном производстве предприятия с участием многих предприятий страны, которые поставляли материалы, необходимые для постройки самолета, агрегаты и системы. Возглавляли постройку самолёта директор предприятия Д. Е. Кофман и главный инженер В. А. Юдин.

Работа была завершена в начале 1971 года, впервые самолёт поднялся в воздух в марте того же года. Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 1973 года[6].

Конструкция

Самолёт был построен по аэродинамической схеме однофюзеляжного высокоплана с однокилевым Т-образным оперением, пятиопорным убирающимся многоколёсным шасси, с подвешенными под крылом на выдвинутых вперёд пилонах четырьмя турбореактивными двигателями. По бортам фюзеляжа расположены обтекатели, в которые убираются основные опоры самолета.

Конфигурация носовой части фюзеляжа определилась необходимостью размещения в ней нижней (обзорной) антенны и обеспечения штурману хорошего обзора вниз. Кабина экипажа была разделена на верхнюю, в которой размещаются два пилота, бортинженер и бортрадист, и нижнюю, в которой размещается штурман с комплексом пилотажно-навигационного оборудования. Позади кабины пилотов находится технический отсек с оборудованием, дополнительным откидным сиденьем бортоператора по десантно-транспортному оборудованию и местами для отдыха экипажа[7].

Топливная система Ил-76 обеспечивает бесперебойное питание двигателей топливом на всех возможных режимах полета. Топливо размещается в кессонных баках крыла, разбитых по числу двигателей на четыре группы. В каждой группе баков имеется расходный отсек, из которого топливо подается к двигателю. Работа топливной системы, в том числе управление насосами перекачки топлива в расходные отсеки, осуществляется автоматически, без дополнительных переключений баков в процессе выработки топлива.

Управление механизацией самолёта бустерное, то есть пилот управляет рулевыми поверхностями не напрямую с помощью системы тяг, а через гидравлические усилители (бустеры). В случае отказа гидравлики предусмотрена возможность перехода с бустерного управления на ручное.

Оборудование самолёта в санитарном варианте представляет собой ряд секций санитарных стоек, в каждой из которых закрепляется три яруса санитарных носилок. Основным принципом этого оборудования также является обеспечение минимального времени монтажа этого оборудования силами экипажа самолёта[5].

Лётно-технические характеристики

Ilyushin Il-76.svg

Источник данных: Авиационная энциклопедия «Уголок неба»[8]

Технические характеристики
Лётные характеристики

с грузом 60 тонн: менее 4000 километров
с грузом 48 тонн: 5500 километров
с грузом 40 тонн: 6500 километров

Вооружение
  • Стрелково-пушечное: две авиационных пушки калибра 23 мм в корме (некоторые модификации)
  • Точки подвески: две точки крепления под крылом для подвески авиабомб 500 кг (некоторые модификации)

Модификации

Ниже в таблице приведены основные модификации самолётов Ил-76[5][9]:

Модификация Применение
Ил-76 первая серийная модификация
Ил-76Т модификация с усиленной конструкцией и дополнительным топливным баком
Ил-76ТД модификация Ил-76Т с ТРДД Д-30КП серии 2. На ТД по сравнению с Т увеличена ёмкость топливных баков, усилены крыло и пол грузовой кабины, усовершенствовано приборное оборудование
Ил-76МД-90А военная версия Ил-76ТД («изделие 476»)
Ил-76М специализированная военная версия Ил-76Т с пушечным вооружением, системой с дипольными отражателями и установкой помех
Ил-76П (ТП, ТДП) пожарный самолёт
Ил-76ПС модификация для поисково-спасательных операций на море
Ил-76МД Скальпель самолёт «летающий госпиталь»
Ил-76ЛЛ летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей
Ил-76К/МДК модификация для имитации состояния невесомости при тренировки космонавтов
Ил-76ВКП воздушный командный пункт для управления стратегическими ядерными силами
Ил-76СК (СКИП) летающий командно-измерительный пункт
Ил-78 модификация Ил-76 в роли топливозаправщика
А-50 самолёт ДРЛО на базе Ил-76
А-60 летающая лаборатория — носитель лазерного оружия

Эксплуатанты

Эксплуатантами Ил-76 в разное время выступали военно-воздушные силы и десятки транспортных авиакомпаний более чем 40 стран, а также Организация Объединённых Наций[7].

Страны, эксплуатирующие Ил-76

В настоящее время крупнейший эксплуатант самолетов этого типа — Минобороны РФ, Ил-76 — основной самолет военно-транспортной авиации ВКС России. Наряду с «безымянными» машинами ВКС эксплуатируют четыре именных Ил-76МД («Оренбург», «Тверь», «Таганрог» и «Георгий Пакилев») и один именной Ил-76МД-90А («Виктор Ливанов»). В составе МЧС России эксплуатируется именной Ил-76 «Василий Молоков».

Аналоги

Галерея

Примечания

  1. 1,0 1,1 Реестр самолётов типа Ильюшин Ил-76/78/А-50. Дата обращения: 24 июля 2015. Архивировано 14 мая 2016 года.
  2. Официальный сайт ОАО "Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина". Даты первых полётов. Архивная копия от 28 июня 2013 на Wayback Machine
  3. RUSSIANPLANES.NET реестр ВС. Дата обращения: 18 июня 2021. Архивировано 16 мая 2017 года.
  4. Ил-76 меняют полётное задание. Дата обращения: 20 апреля 2018. Архивировано 21 апреля 2018 года.
  5. 5,0 5,1 5,2 Ил-76. Авиационная энциклопедия "Уголок неба" (2019). Дата обращения: 12 августа 2024.
  6. Самолет Ил-76: летно-технические характеристики. РИА "Новости" (1 июля 2016). Дата обращения: 12 августа 2024.
  7. 7,0 7,1 Владимир Смирнов. Российский военно-транспортный самолет Ил-76. ТАСС (25 марта 2016). Дата обращения: 12 августа 2024.
  8. Ил-76. Дата обращения: 8 августа 2024. Архивировано 1 июля 2018 года.
  9. Ил-76МД-90А или "Изделие-476". Военное обозрение (20 июня 2013). Дата обращения: 12 августа 2024.

Ссылки

WLW Checked Off icon.svg Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!