Панихида

Материал из «Знание.Вики»
Николай Неврев. Панихида на сельском кладбище. 1865

Панихи́да (др.-греч. παννυχίς, паннихи́с — «всенощная» от πᾶς, πᾶσα, πᾶν — «весь, целый» + νύξ, νυκτός — «ночь») — у христиан церковная служба по умершему в сам день похорон, а также на третий, девятый или сороковой день после смерти либо в годовщину его смерти или рождения[1].

Другое название полной панихиды — параста́с (др.-греч. παρά-στᾰσις — «стояние возле»[2] от др.-греч. πᾰρᾰ- — приставка со значением: рядоположности, смежности + др.-греч. στάσις — «место стояния»), оно было предложено и использовано в Требнике Петра Могилы в 1646 году. Сокращённая панихида именуется в России заупокойной литиёй.

Не следует путать с гражданской панихидой — траурными речами, посвящёнными памяти умершего возле гроба или урны с прахом. Чинопоследование панихиды изложено в «Требнике».

Порядок совершения

Константин Савицкий. Панихида в девятый день на кладбище. 1885
Голгофа (икона распятия), православный собор в Вильнюсе. Лоток (мемориальная подставка) находится внизу справа, где отмечаются памятные службы. На стенде есть держатели для верующих, чтобы помещать свечи.
Блюдо Коливы из пшеницы и изюма, которое традиционно используется во время православных мемориальных служб.

Согласно указанию в Требниках, панихида должна совершаться в церкви; но очень часто она совершается в доме умершего, на кладбище перед могилой; в отдельных случаях панихида совершается на месте смерти. Панихида может совершаться в самые различные дни: на 1-й, 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, а также в годовщину его смерти, в день рождения и именин и т. д.

При совершении панихиды, согласно Требнику[3], на канун (невысокий столик с изображением распятия Иисуса Христа) ставится коливо (кутия). Но на практике панихида совершается без колива.

По структуре панихида — это отпевание, отдельные молитвы из которого исключены; она также напоминает заупокойную утреню. Состав её следующий:

  • начальные молитвы[4],
  • девяностый псалом,
  • заупокойная великая ектения,
  • аллилуйя с тремя стихами,
  • заупокойный тропарь восьмого гласа: «Глубино́ю му́дрости человеколю́бно вся стро́яй,..», Сла́ва.., И ны́не..,богородичен: «Тебе́ и Сте́ну и Приста́нище и́мамы,..».
  • Читается[5] или поётся полностью 17-я кафизма (118-й псалом): «Блаже́ни непоро́чнии в путь, ходя́щии в Законе Господни…». Псалом 118 разделён на две ста́тьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Благослове́н еси́, Го́споди», к каждому стиху второй статьи припев: «Спа́се! Спаси́ мя», между статьями священник произносит сугубую заупокойную ектенью «Поми́луй нас Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…».
  • Тропари, пое́мыя по непоро́чнах в субботу, глас пятый[6]: «Святых лик обре́те Источник Жизни и Дверь райскую,..» с припевом: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя Оправда́нием Твои́м».
  • Священник произносит малую заупокойную ектенью.
  • Поётся седален заупокойный глас пятый:

Поко́й, Спа́се наш, / с праведными раба Твоего (или рабу Твою[7] или раб Твоих[8]), / и сего́ (или сию́ или сих) всели́ во дворы́ Твоя, / я́коже есть писано: / презирая яко благ прегрешения его (или ея или их) / вольная и невольная, / и вся яже в ве́дении и не в ведении, Человеколю́бче…[9]

Слава.., И ныне.., и поётся богородичен: «От Девы Возсия́вый міру Христе́ Бо́же,..»

  • Читается Псалом 50.
  • По прочтении 50-го псалма поётся заупокойный канон 6-го гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Ди́вен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: «Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих)», к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому: «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит малую заупокойную ектенью и поётся седален:

Вои́стинну суета́ вся́ческая, / житие́ же сень и со́ние, / и́бо всу́е мяте́тся всяк земноро́дный, / я́коже рече́ Писа́ние: / егда́ мір приобря́щем, / тогда́ во гроб всели́мся, / иде́же вку́пе ца́рие и ни́щии. / Те́мже, Христе́ Бо́же, / преста́вльшагося ра́ба Твоего́ или преста́вльшуюся рабу Твою или преста́вльшихся раб Твоих) упоко́й, я́ко Человеколюбец.

Слава.., И ныне.., и поётся богородичен: «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене,..»

После шестой песни канона священник произносит малую заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

Со святы́ми упоко́й, / Христе́, ду́шу раба́ Твоего́ (или ду́шу рабы́ Твоея́ или ду́ши раб Твои́х), / иде́же несть боле́знь, / ни печа́ль, / ни воздыха́ние, / но жизнь безконе́чная.

и заупокойный икос:

Сам еди́н еси́ безсме́ртный, / сотвори́вый и созда́вый челове́ка: / земни́и у́бо от земли́ созда́хомся, / и в зе́млю ту́южде по́йдем, / я́коже пове́лел еси́, созда́вый мя и реки́й ми: / яко земля́ еси́, и в зе́млю оты́деши: / а́може вси челове́цы по́йдем, / надгро́бное рыда́ние творя́ще песнь: / аллилуия́.

Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, / ду́шу ра́ба Твоего́ (или ду́ши рабы́ Твоея́), Спа́се, упоко́й, / сохраня́я ю (их) во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче…

  • Произносится сугубая ектения об упокоении, после чего священник произносит:

Во блаже́нном успе́нии ве́чный поко́й пода́ждь, Го́споди, усо́пшему рабу́ Твоему́ (усо́пшей рабе́ Твоей) имярек, и сотвори́ ему́ (ей) ве́чную па́мять.

Хор трижды поёт: «Вечная память», часто подпевают все присутствующие.

Если на панихиде есть коливо, то диакон (или священник) после панихиды читает молитву «Отче наш…» над ним и благословляет его, а также другие (съедобные) приношения.

Краткая панихида носит название заупокойная лития, её чинопоследование изложено в некоторых требниках.

Панихиды, совершаемые во Вселенские родительские субботы, именуются Вселенскими.

В Православных церквах родительские субботы — дни особого поминовения усопших; среди них особо выделяются Вселенские — Мясопустная и Троицкая, когда совершается общецерковное поминовение всех крещёных христиан[10]. Иногда указывают, что остальные родительские субботы Вселенскими не являются[10], однако 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста также являются днями, когда поминают всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших[11].

Дни особого поминовения усопших в России

Богослужебный календарь Русской православной церкви содержит дни особого поминовения усопших[10].

Название дня[10] Комментарий
Суббота мясопустная за неделю до Великого поста, суббота перед Неделей о Страшном Суде[12].
Суббота 2-й седмицы Великого поста
Суббота 3-й седмицы Великого поста
Суббота 4-й седмицы Великого поста
Радоница 9-й день после Пасхи, вторник Фоминой седмицы[12]
Поминовение усопших воинов фиксированная дата[10]
Суббота Троицкая накануне дня Святой Троицы[12]
Суббота Димитриевская суббота перед 26 октября (8 ноября) — днём памяти великомученика Димитрия Солунского[12]

Кроме того, 13-я глава Типикона предусматривает возможность дополнительного церковного поминовения усопших в суточном круге богослужения в обычные субботы и в субботы малых постов при отсутствии в эти субботы больших праздников.

В России приняты также несколько дней поминовения усопших, о которых не упоминается в богослужебном уставе:

Примечания

  1. Панихида Архивная копия от 18 апреля 2017 на Wayback Machine // Толковый словарь Ожегова
  2. Пётр Могила в своём «Требнике» перевёл это слово как «предстояние»
  3. Азбука веры. Требник. Последованіе панихиды.. Дата обращения: 17 декабря 2018. Архивировано 18 декабря 2018 года.
  4. Начальные молитвы не читаются, если панихида служится сразу после какой-либо службы, она начинается с «Приидите поклонимся…». На Светлой седмице — пасхальное начало.
  5. 118-й псалом поётся не всегда, в отдельных Требниках он не указан, а в отдельных допускается панихида без этого псалма.
  6. Обычно поются на более «жалобный» мотив осмаго стихирного гласа
  7. Если на панихиде поминают женщину.
  8. Если на панихиде поминают нескольких умерших людей.
  9. Тропари и кондаки дней седмицы.. Дата обращения: 4 апреля 2016. Архивировано 15 апреля 2016 года.
  10. 10,0 10,1 10,2 10,3 10,4 Киктенко Е. Родительские субботы Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine // Фома : журнал.
  11. Вселенские родительские субботы Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine. Московская патриархия, 13.3.2009.
  12. 12,0 12,1 12,2 12,3 Дни поминовения усопших. Инфографика Архивная копия от 18 мая 2015 на Wayback Machine // Фома : журнал.

Литература

Ссылки