Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (Рахманинов)

Материал из «Знание.Вики»
Первый концерт для фортепиано с оркестром
Концерт для фортепиано с оркестром № 1
Композитор Сергей Васильевич Рахманинов
Дата создания 1891 год
Части три:Vivace, Andante и Allegro scherzando (во второй редакции Allegro vivace)
Первое исполнение
Дата 18 марта 1927 год
Место Москва
Основные исполнители Московская консерватория: Василий Сафонов

Первый концерт для фортепиано с оркестром (Piano Concerto No. 1 (fis-moll), Op. 1) — концерт для фортепиано с оркестром в трёх частях Сергея Васильевича Рахманинова написанный в 1891 году. Впервые исполнен 17 марта 1892 года в Московской консерватории под управлением Василия Сафонова. Переработанная партитура концерта впервые исполнена 29 января 1919 года в Нью-Йорке. Концерт был посвящён композитору Александру Зилоти.

История создания

С 1890—1891 год Рахманинов работал над созданием Первого фортепианного концерта, работой над ним он занимался ещё в годы учёбы в Московской консерватории в минорной тональности «F-sharp minor». Это произведение являлось недостаточно самостоятельным, в нём чувствовалось влияние различных музыкальных течений, а так же русских и западных композиторов которыми увлекался Рахманинов, в том числе Антона Рубинштейна, Петра Чайковского, Роберта Шумана, Фридерика Шопена, а так же Ференца Листа и Эдварда Грига. От последующих рахманиновских произведений концерт отличался не только по своим масштабам, разнообразию выразительных средств, возросшему уровню технических требований, но и по внутреннему строю музыки. Концерт отличался эмоциональной взволнованностью, с некоторой долей мечтательного лиризма и мужественной патетики, которым определяется особый индивидуальный характер экспрессии автора. Основную роль в концерте занимала партия солиста. Оркестровая партия была немного скромна и сводилась к простой поддержке, созданию прозрачного и лёгкого фона для звучания фортепиано. В последующих концертах композитора сохраняется преобладание монологического сольного начала, но при этом значительно обогащается оркестровая партитура и достигается гораздо более тесное, органическое взаимодействие между фортепиано и оркестром[1][2][3]. Впервые концерт был исполнен 17 марта 1892 года в Московской консерватории под управлением Василия Сафонова и был посвящён композитору Александру Зилоти. Переработанная партитура концерта впервые была исполнена 29 января 1919 года в Нью-Йорке, которая имела у публики огромный успех. По воспоминаниям композитора Сергея Прокофьева бывшего на концерте:

Рахманинов в первый раз сегодня исполнял новую редакцию Первого концерта. Я очень люблю первую часть, наивную и поэтичную, хотя и продолжительную. Теперь всё переделано очень ловко и гладко, но когда Рахманинов решается «подпустить модернизм в виде параллельных трезвучий с квинтами то это неприятно режет ухо — не стильно...[4]

Состав оркестра

Строение концерта

Концерт был написан в форме трех частей:

  • I часть: Vivace
  • II часть: Andante
  • III часть: Allegro scherzando (во второй редакции Allegro vivace)

Первая часть: Vivace Первая часть носят мягкий, напевный характер и не контрастируют резко друг с другом ни по своей эмоционально-выразительной окраске, ни в жанровом отношении. В лирически взволнованной теме главной партии можно увидеть сходство с некоторыми романтическими прообразами. Характерно рахманиновские интонационные штрихи придают ей особый, индивидуальный отпечаток. В частности, таков излюбленный Рахманиновым, экспрессивно заостренный оборот уменьшенной кварты на вершинах мелодической волны[3][1][2][6]

Вторая часть: Andante Вторая часть отличается предельной простотой и экономностью изложения . Композитор намеренно отказывается от всего, что может затемнить ясную, певучую мелодию, находящуюся на первом плане. По своему характеру и типу изложения эта часть ближе к камерной чем к концертной сфере. Роль оркестра сведена в этой части до минимума. После короткого оркестрового вступления с романтическими валторновыми «зовами» и протянутыми аккордами струнных, создающего настроение затаённой тишины, первая тема излагается у фортепиано соло при полном молчании оркестра. Широкая, медлительно развертывающаяся мелодия звучит всё время в верхнем голосе на фоне плавного арпеджированного триольного сопровождения. Эта безыскусственная сама по себе мелодия приобретает различные выразительные оттенки благодаря смене гармонических красок. В первом предложении особую мягкость придаёт теме последование малых вводных и доминантсептаккордов, не получающих прямого разрешения, что вызывает ощущение известной неустойчивости, созерцательного томления. Во втором предложении колорит становится более суровым и тёмным из-за чередования нескольких минорных тональностей с терцовыми или плагальными соотношениями[3][1][2][6].

Третья часть: Allegro scherzando Третья часть отличается в скерцозном духе и носит наиболее внешний характер. В ней больше всего отзвуков знакомого, иногда ещё недостаточно самостоятельно переработанного автором. Некоторые обороты находят прямую аналогию в фортепианном концерте Эдварда Грига. По форме финал представляет собой черты рондо и сонатной формы (рондо-сонату). Контрастом к ритмически подвижным и острым темам экспозиции служит средний раздел с большим фортепианным соло, по характеру близким второй части с одинаковой тональностью Ре мажор. Для того чтобы избегнуть тонального однообразия, композитор во второй редакции концерта, сделанной в 1917 году, транспонировал всю середину финала на полтона вверх. На теме этого раздела строится величественно, торжественно, возвышенно кода финала (Maestoso). Тот же приём превращения мягкой лирической темы в гимнически-ликующую был затем использован композитором и во Втором концерте. Но если там кода великолепно увенчивает всё развитие, то здесь этот приём не вполне достигает цели, отчасти из-за некоторой бесцветности самой этой темы[3][1][2][6].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Ю. Келдыш. Рахманинов. Фортепианный концерт No. 1. Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
  4. Дневник 1907-1933: в трех томах / Сергей Прокофьев. — Москва : Классика ХХI, Т. 2: 1916-1925. Т. 2. — cop. 2017. — 547 с. — С.17 — ISBN 978-5-89817-443-9
  5. Концерт: руководство для слушателя / Steinberg, Michael, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. — ISBN 978-0-19-510330-4
  6. 6,0 6,1 6,2 6,3 Концерт № 1 : для фортепиано с оркестром. Op. 1: новая ред. — Пг.; Москва : Гос. муз. изд-во, Муз. отд. Н. К. П., 1920. — 145 с.

Литература

  • Концерт № 1 : для фортепиано с оркестром. Op. 1: новая ред. — Пг.; Москва : Гос. муз. изд-во, Муз. отд. Н. К. П., 1920. — 145 с.
  • Первый концерт для фортепиано с оркестром : Ор. 1: 1-я ред.: Перелож. для 2-х ф.-п. / Ред. Л. Ройзмана. — Москва : Музыка, 1966. — 82 с.
  • С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
  • С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  • История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3