Симфония № 1 (Рахманинов)

Материал из «Знание.Вики»
Первая симфония
Симфония № 1
Композитор Сергей Васильевич Рахманинов
Дата создания 1895 год
Части четыре:Grave — allegro non troppo, Allegro animato, Larghetto и Allegro con fuoco
Первое исполнение
Дата 15 марта 1897 год
Место Петербург
Основные исполнители Русские симфонические концерты: Александр Глазунов

Первая симфония (Symphony No. 1 (d-moll), Op. 13) — первая симфония в четырёх частях Сергея Васильевича Рахманинова написанная в 1891 году. Впервые исполнена 15 марта 1897 года в Русских симфонических концертах под управлением Александра Глазунова.

История создания

Провал первой симфонии в 1897 году долго беспокоил Сергея Рахманинова

В 1895 году Рахманиновым была написана Первая симфония в четырёх частях, которая являлась второй попыткой композитора в этом жанре, первая попытка была осуществлена им ещё будучи студентом Московской консерватории под руководством профессора Антона Аренского, но она не увенчалась успехом. 27 октября 1896 года Рахманинов, по рекомендации композитора Сергея Танеева, отправил партитуру симфонии в Петербург музыкальному издателю Митрофану Беляеву, и в начале ноября, симфония была включена в программу ближайшего сезона. 15 марта 1897 года в Русских симфонических концертах под управлением Александра Глазунова состоялась премьера симфонии. На премьере присутствовали такие известные музыкальные деятели как Николай Римский-Корсаков, Владимир Стасов, Эдуард Направник, Сергей Танеев и Александр Виноградский. Премьера симфонии потерпела полный провал, в частности критики обвиняли автора в смешении и соединении разнородных стилей не подходящих друг другу (эклектизме). После этого последовала жёсткая критика, в ходе которой композитор Цезарь Кюи написал: «Если бы в Аду была консерватория, если бы одному из её талантливых студентов было поручено написать программную симфонию на тему "Семи казней египетских", и если бы он сочинил симфонию, подобную симфонии мистера Рахманинова, то он бы блестяще выполнил свою задачу и привел в восторг обитателей Ада». Не отставал от Кюи в остроумие и композитор Александр Коптяев который писал: «Едва ли будет слишком сильным сказать, что у ней нет недостатков, ибо она — сплошной недостаток»[1][2]. Александр Оссовский анализируя причины провала симфонии называл неудачное построение программы, в которой было три произведения, исполняемых впервые и требовавших дополнительного репетиционного времени; сложная партитура автора оказалась недоученной, не освоенной оркестром и дирижером Глазуновым; исполнение симфонии было недодуманное, недоработанное и сырое, оно производило впечатление неряшливого проигрывания, а не осуществления определенного художественного замысла, которого у дирижёра и не было; бесконечно тянулась какая-то мутная и аморфная звуковая масса; вялый характер дирижёра довершал всю томительную мертвенность впечатления[3][4][5]. Подводя итог сказанному он писал:

Симфония потерпела сокрушительный провал. Крупное симфоническое произведение, несомненно обогащавшее русскую симфоническую литературу, было не понято, недооценено, грубо отвергнуто. Голосов, не признававших вообще творческой одаренности композитора, не было, но во всех концах зала одинаково слышались одни только порицания, возмущения, недоумения, даже грубая ругань. Иные, пожимая плечами, удивлялись, каким образом такое „декадентское" произведение могло вообще проникнуть в благовоспитанные программы беляевских концертов[3]

Однако были и другие мнения, так музыковед и музыкальный критик Николай Финдейзен хотя и отмечал, что симфонии недостает «красоты цельности и определенности», но многие страницы находил «далеко не посредственными». По его мнению, первая часть и финал, «заключают в себе много прекрасного, нового и даже вдохновенного». По его мнению «Это произведение, заключающее в себе немало порывов, стремлений найти новые краски, новые темы, новые образы, все же производит впечатление чего-то недосказанного, неразрешенного». Финдейзен воздерживаясь от окончательного суждения, напоминал о недавней роковой ошибке, допущенной в отношении Пятой симфонии Чайковского, которая тоже не встретила сочувствия при первом исполнении и была оценена лишь после того, как она была сыграна под управлением Артура Никиша[3]. Провал был очевиден для Рахманинова уже во время самого концерта, по воспоминаниям его сестры Софьи Сатиной уже во время исполнения концерта «он прятался на лестнице, ведшей на хоры Собрания, зажимал временами уши, чтобы заглушить терзающие его звуки, стараясь понять, в чем дело, в чем его ошибка». После такого провала душевное состояние Рахманинова было нарушено, и в течение трёх лет он находился в глубоком творческом кризисе[2]. Через некоторое время Рахманинов смог более спокойно размышлять о том, что случилось, в письме от 6 мая 1897 года Александру Затаевичу которому писал:

Верно только то, что меня совсем не трогает неуспех, что меня совсем не обескураживает руготня газет — но зато меня глубоко огорчает и на меня тяжело действует то, что мне самому моя симфония, несмотря на то что я её очень любил раньше, сейчас люблю, после первой же репетиции совсем не понравилась...От симфонии все-таки не откажусь. Через полгода, когда она облежится, посмотрю ее, может быть, поправлю её и, может быть, напечатаю — а может быть, и пристрастие тогда пройдет. Тогда разорву ее...[3]

В последующем лишь благодаря московскому врачу Николаю Далю, композитор вновь смог вернуться к активной композиторской деятельности, и в 1900 году приступил к написанию Второго концерта для фортепиано с оркестром. 13 апреля 1917 года уже через двадцать лет после провала Рахманинов писал Борису Асафьеву

...До исполнения симфонии был о ней преувеличенно высокого мнения. После первого прослушивания — мнение радикально изменил. Правда, как мне уже теперь только кажется, была на середине. Там есть кой-где недурная музыка, но есть и много слабого, детского, натянутого, выспаренного... Симфония очень плохо инструментована и так же плохо исполнялась (дирижер Глазунов)[3]

На исполнение симфонии в существующем виде Рахманиновым был наложен строгий запрет, и партитура её со временем оказалась утерянной. В 1944 году музыковеду Александру Оссовскому в архиве Беляева удалось отыскать оркестровые голоса симфонии, по которым они были сведены в партитуру, изданную в 1947 году под редакцией Александра Гаука. 17 октября 1945 года в Москве с аншлагом прошла новая премьера симфонии Рахманинова под руководством Гаука. 19 марта 1948 года состоялась премьера симфонии Рахманинова в США в Филадельфии, была сыграна в Филадельфийской академии музыки под управлением Юджина Орманди[3][4][5].

Состав оркестра

Строение симфонии

Рахманинов избрал эпиграфом к симфонии библейские слова: «Мне отмщение и аз воздам»[3]

Симфония была написана в форме четырёх частей и продолжительностью в сорок пять минут.

  • I часть: Grave — allegro non troppo (d-moll)
  • II часть: Allegro animato (F-dur)
  • III часть: Larghetto (B-dur)
  • IV часть: Allegro con fuoco (D major)[7]

Примечания

  1. Рахманинов: композитор, пианист, дирижер / Б. Мартин, Олдершот: Ратледж. 2017. — ISBN 978-0-859-67809-4
  2. 2,0 2,1 Rachmaninoff : life, works, recordings / Max Harrison. - London ; New York : Continuum, cop. 2005. - vi, 422 с. — С.78 — ISBN 978-0-826-49312-5
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 3,6 Ю. Келдыш. Рахманинов. Симфония No. 1. Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
  4. 4,0 4,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
  5. 5,0 5,1 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
  6. Концерт: руководство для слушателя / Steinberg, Michael, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. — ISBN 978-0-19-510330-4
  7. 7,0 7,1 Симфония № 1 [Звукозапись] : ре минор : соч. 13 / исполн. Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижер Д. Китаенко ; [комменрт. на конв.] по кн. О.Соколовой " Симфонические произведения С. В. Рахманинова". — Москва : Мелодия, 1987

Литература

  • Симфония № 1 [Звукозапись] : ре минор : соч. 13 / исполн. Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижер Д. Китаенко ; [комменрт. на конв.] по кн. О.Соколовой " Симфонические произведения С. В. Рахманинова". — Москва : Мелодия, 1987
  • Симфония № 1 : си минор, соч. 13 / Сергей Васильевич Рахманинов ; исполнители: Государственный академический симфонический оркестр СССР, дир. Евгений Светланов, Государственная республиканская русская хоровая капелла имени А. А. Юрлова, худ. рук. Юрий Ухов. — Москва : ООО "РМГ Рекордз", 2004
  • Симфония № 1 [Звукозапись] : ре минор : ор. 27 / С. Рахманинов ; исполн. Государственный академический симфонический оркестр, дир. Е. Светланов, [авт. коммент.] Н. А. Николаева-Светланова. — [Москва] : Николаева-Светланова, 2008.
  • С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
  • С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  • История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3
  • Harrison, Max. Rachmaninoff: Life, Works, Recordings. — London: Continnum, 2005. — С. 33—34, 36, 63, 67, 82. — 422 с. — ISBN 0-8264-5344-9