Концерт для фортепиано с оркестром № 4 (Рахманинов)

Материал из «Знание.Вики»
Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром
Концерт для фортепиано с оркестром № 4
Композитор Сергей Васильевич Рахманинов
Дата создания 1926 год
Части три: Allegro vivace, Largo и Allegro vivace
Первое исполнение
Дата 18 марта 1927 год
Место Филадельфия
Основные исполнители Филадельфийский оркестр: Леопольд Стоковский

Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром (Piano Concerto No. 4 (g-moll), Op. 40) — концерт для фортепиано с оркестром в трёх частях Сергея Васильевича Рахманинова написанный в 1926 году. Впервые исполнен 18 марта 1927 года в Филадельфийском оркестре под управлением Леопольда Стоковского. Концерт был посвящён композитору и пианисту Николаю Метнеру.

История создания

Ещё в в 1914–1917 годах Рахманинов начал заниматься эскизами к Четвертому концерту для фортепиано с оркестром, в дальнейшем из-за вынужденной эмиграции и плотного гастрольного графика работа продвигалась медленно. Создание концерта было завершено только в 1926 году и 18 марта 1927 года в Филадельфийском оркестре под управлением Леопольда Стоковского состоялась его премьера, в качестве солиста выступил сам Рахманинов. Концерт был посвящён композитору и пианисту Николаю Метнеру, который, в свою очередь, в 1928 году посвятил свой Второй фортепианный концерт (c-moll, Оp. 50) Сергею Рахманинову. Некоторое влияние на стиль четвёртого концерта оказало изучение Рахманиновым музыки Александра Скрябина. В связи с критикой премьеры произведения со стороны публики и чувствуя неудовлетворенность своим произведением, Рахманинов внёс поправки в партитуру перед её публикацией в 1928 году. Cоветский музыковед Александр Соловцов писал о четвёртом концерте так: «Оторвавшийся от родины художник с огромными усилиями пытался возобновить творческую деятельность на чужбине. Это сказалось на музыке Четвертого концерта. Его нельзя поставить рядом с двумя предшествовавшими концертами, созданными в России», добавив что «на творчество Рахманинова оказало некоторое воздействие модернистское искусство». В 1941 году Рахманиновым был полностью переработан концерт, создана его вторая редакция, он пересмотрел оркестровку, упростил фортепианное написание центрального Largo и основательно переработал финал, им также была переработана большая часть музыки, чтобы избавиться от ненужных тем и создать более компактную структуру. Осенью 1941 года состоялась премьера переработанной версии концерта в Филадельфии под управлением дирижёра Юджина Орманди[1][2][3][4][5]. В рецензии на концерт Рахманинова в газете «Филадельфийский рекорд» (The Philadelphia Record) было написано:

Четвертый концерт, услышанный вчера, представляет собой переработку произведения, впервые услышанного здесь четырнадцать лет назад из рук Рахманинова. Обширная редакция была внесена прошлым летом, и вчерашнее исполнение стало первым концертом в его нынешнем виде. Получилась благородная и мрачно-романтическая музыка, несколько фрагментарная по форме и типично рахманиновская по духу. И, при всем должном уважении к великому артисту, написавшему его, и при всем его прекрасном пианизме, немного скучноват. Однако его исполнение становится новостью в любое время года — новостью, которая с годами становится все более удивительной, а именно, что, несмотря на все свои 68 лет, Рахманинов по-прежнему остается одним из самых мужественных и блестящих пианистов, представленных публике сегодня[6]

Состав оркестра

Строение концерта

Концерт был написан в форме трех частей:

По сравнению со своими предшественниками, Четвертый концерт Рахманинова содержит более чёткие тематические профили, а также усовершенствованные текстуры клавиатуры и оркестра; эти качества ведут не к большей простоте, а к другому виду сложности. Это было также продолжением длительного творческого роста композитора, второй концерт был более оркестрован чем Третий или перекомпонованный Первый концерт. Четвертый же концерт в соответствии со своим общим характером ещё легче, но и ещё более наклонен. Порывистая первая часть в Allegro vivace, лирическое русское интермеццо во второй части в Largo, и саркастичный характерный для него (скерцозный) финал в AAllegro vivace полны нежданных сердитых вторжений, пронизаны неизбывной тревогой. Основное настроение Четвёртого концерта выражается в торжественном трагизме[1][2][3][4][5].

Примечания

  1. 1,0 1,1 И. Райскин. Рахманинов. Фортепианный концерт No. 4. Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
  2. 2,0 2,1 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9
  3. 3,0 3,1 Воспоминания о Рахманинове: В 2 т. / Сост., ред., коммент и предисл. З. Апетян. — 4-е изд., доп. — Москва : Музыка, 1974
  4. 4,0 4,1 4,2 Четвертый концерт для фортепиано с оркестром : Ор. 40: (Вторая авторская ред.) / Ред. Г. Киркор. — Москва : Музгиз, 1956. — 162 с.
  5. 5,0 5,1 Макс Харрисон Рахманинов: жизнь, творчество, записи (Лондон и Нью-Йорк: Континуум, 2005). ISBN 0-8264-5344-9
  6. Sergei Rachmaninoff : a lifetime in music / Sergei Bertensson a. Jay Leyda ; with the assistance of Sophia Satina a. with a new introd. by David Butler Cannata. — Bloomington ; Indianapolis : Indiana univ. press, cop. 2001. — liv, 464 с. — С.367 (Russian music studies).; ISBN 0253338174
  7. Концерт: руководство для слушателя / Steinberg, Michael, Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. — ISBN 978-0-19-510330-4

Литература

  • Концерт № 4 для фортепиано с оркестром : Ор. 40: 2-я ред. / Перелож. для 2-х ф.-п. авт. — Москва : Музыка, 1975. — 95 с.
  • Четвертый концерт для фортепиано с оркестром : Ор. 40: (Вторая авторская ред.) / Ред. Г. Киркор. — Москва : Музгиз, 1956. — 162 с.
  • С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
  • С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  • История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3