Симфонические танцы (Рахманинов)

Материал из «Знание.Вики»
Симфонические танцы
Симфонические танцы
Композитор Сергей Рахманинов
Форма оркестровая сюита
Первое исполнение
Дата 3 января 1941 года в Филадельфии
25 ноября 1943 года в Москве
Место Филадельфия: Филадельфийский оркестр
Москва: Оркестр Всесоюзного радиокомитета

Симфонические танцы (Symphonic Dances, Op. 45) — последняя оркестровая сюита в трёх частях написанная Сергеем Васильевичем Рахманиновым в 1940 году. Первое исполнение состоялось 3 января 1941 года в Филадельфии, а 25 ноября 1943 года произведение впервые прозвучало в Москве под управлением Николая Голованова. Произведение было посвящено руководителю Филадельфийского симфонического оркестра Юджину Орманди.

История создания

С 1939 года в связи с началом Второй мировой войной, Рахманинов работал над своими произведениями в США. Последнюю свою оркестровую сюиту которая в первоначальном варианте называлась Фантастические танцы включавшая в себя три части: «Полдень», «Сумерки» и «Полночь» он создал летом 1940 года в городе Хантингтон недалеко от Нью-Йорка. 28 августа 1940 года в письме к своей жене Наталье он назвал своё произведение Симфоническими танцами, по её воспоминаниям:

Не могу забыть, что это была за работа. Мы жили тогда на берегу моря, на даче недалеко от Нью-Йорка. В восемь часов утра Сергей Васильевич пил кофе, в восемь с половиной садился за сочинение. С десяти часов он играл два часа на фортепиано, готовясь к предстоящему концертному сезону. С 12 часов до часа опять работал над Танцами. В час дня завтракал и ложился отдыхать, а затем с 3 часов дня с перерывом на обед работал над сочинением до десяти часов вечера. Он непременно хотел кончить Танцы к началу концертного сезона. Намерение свое Сергей Васильевич выполнил; все это время я мучилась, наблюдая за ним. Вечерами глаза его отказывались служить из-за этой работы, когда он своим мелким почерком писал партитуру. Да и после было много работы во время его поездок по концертам. На каждой большой станции, где мы останавливались, его ждали корректурные оттиски Симфонических танцев, и Сергей Васильевич немедленно садился за корректуру этих зеленых листов с белыми нотами. Как это утомляло его глаза! Корректировал он до и после очередного концерта[1]

Рахманинов в конце августа писал дирижёру Юджину Орманди о том, что работа закончена и осталась только оркестровка, однако сроки завершения танцев были перенесены на сентябрь-октябрь 1940 года. Первая премьера «Симфонических танцев» состоялась 3 января 1941 года в Филадельфии под руководством дирижёра Филадельфийского симфонического оркестра (англ. Philadelphia Orchestra) Юджина Орманди. В ноябре 1942 года в Миннеаполисе на концерте во время исполнения танцев под руководством дирижёра Миннеаполисского симфонического оркестра (англ. Minneapolis Symphony Orchestra) Дмитриса Митропулоса, Рахманинов заметил, что в нотной оркестровой записи (партитуре) первой части вместо Allegro ошибочно напечатали Non allegro, причём слово non было от руки зачёркнуто[2]. Ошибочное обозначение темпа первой части в последующем встречалось во многих переизданиях партитуры и практически во всех аудиозаписях танцев. Симфонические танцы Рахманинов посвятил Филадельфийскому симфоническому оркестру под руководством Юджина Орманди. В России Симфонические танцы прозвучали впервые 25 ноября 1943 года в Москве под управлением Н. Голованова. 25 ноября 1943 года впервые «Симфонические танцы» прозвучали в Москве под руководством дирижёра Оркестра Всесоюзного радиокомитета Народного артиста РСФСР Николая Голованова[3][1][4].

Состав оркестра

Музыка

Первая часть

С оригинальным определением нескорого темпа (Non allegro) начинается чётким ритмом в Pianissimo (очень тихий звук) скрипок, на фоне которого мелькает краткий, всего из трёх звуков, мотив у английского рожка, повторяемый кларнетом, а затем спускающийся ниже к фаготу и далее к бас-кларнету. Это своеобразное предчувствие основных образов, которые развернутся в последующем. Пока вступает очень громко (Fortissimo) еще одна тема — угловатая и жёсткая, в отрывистых звучаниях оркестра без труб, тромбонов, тубы и ударных. В конце её раздается мощный, подобный удару, аккорд с участием всех медных, поддержанный рокотом литавр. Оканчивается краткое вступление. Главный образ первой части — своего рода March scherzo, с драматически экспрессивной мелодией и чертами танцевальности, выросшей из начального трезвучного мотива. Его сменяет другой мотив, лирически-пасторальный, в скромном звучании солирующих деревянных инструментов, в сплетении подголосков, напоминающих русские народные песни в протяжном исполнении. Среди солирующих инструментов появляется саксофон с его живым, трепетным и тёплым тембром. Несмотря на резкий контраст первому образу основного раздела части, лирический напев середины связан с ним интонационно. После длительного развития, в котором сталкиваются темы вступления и основного раздела, достигая огромного напряжения, оно разрешается в момент нового вступления (Fortissimo, Marcato) March scherzo. Лишь в конце части наступает просветление. На фоне колокольного звона, имитируемого колокольчиками, фортепиано и арфой, разливается поистине русская мелодия. Первая часть завершается тихими звучаниями, разреженной оркестровкой и постепенным угасанием[3][1][4].

Вторая часть

Довольно медленный темп (Andante cоn moto и Tempo di valse). Это контраст первой, полной драматизма части. Постепенно, словно исподволь, преодолевая начальные грозные аккорды медных, после лёгких пассажей флейт, кларнетов и скрипичного соло, обрисовывающих ритмический танцевальный фон, в меланхоличном тембре английского рожка появляется тема вальса. Она переходит от одного инструмента к другому, длительно распевается скрипками, становится все более взволнованной, трепетной и эмоциональной. Музыка становится полна томления, словно в неясных грезах проносятся в ней отзвуки интонаций первой части, появляются полётные и трепетные мотивы. К концу второй части нарастает драматизм, появляются тревога и беспокойство. Практически исчезает движение вальса. Вторая часть заканчивается рядом затихающих аккордов[3][1][4].

Третья часть

Эта часть самая масштабная, драматургическое ядро всего произведения. Открывает которую мощный аккорд, после которого слышатся скорбные нисходящие мотивы. Несколько тактов очень медленного вступления (Lento assai) приводят к стремительному движению основного раздела в составе зловещего, мрачного, и причудливо-скерцозного характера, проникнутого ужасом перед страшным видением смерти. Этот раздел начинается разорванными и неустойчивыми звучаниями и мерными ударами колоколов. Их двенадцать ударов отсчитывают последние мгновения перед полночью, после чего начинается страшный шабаш. Звучат страшные стенания, странные шорохи и колокольные удары. Скорбные интонации обезличиваются, превращаются в суетливый бег; в этом беге выделяется тема решительная, собранная и суровая как знаменный распев, использованный композитором в свободной ритмической трактовке. В мельканиях отдельных безликих мотивов нисходящие мотивы вступления, вновь появляющиеся в общем музыкальном потоке, постепенно приобретают сходство с напевом Dies irae (латинский, буквально «день гнева» или Страшного суда) его мрачным погребальным пением (хоралом). Это сходство настойчиво подчёркивается, этот заупокойный напев приобретает черты нарочито залихватской пляски в вызывающей оркестровке, в том числе у флейты и флейты-пикколо в предельно высоком регистре с сопровождением деревянного тембра ксилофона. Разные эпизоды меняют друг друга, лирические, волевые, зловещие и мужественные. Происходит борьба разных сил, все более усиливается противостояние, которое приводит к победе мужественного и волевого начала[3][1][4].

Примечания

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Л. Михеева. Рахманинов. Симфонические танцы. Belcanto.ru. Дата обращения: 19 июня 2023.
  2. Sherman J. Music and maestros: The story of the Minneapolis Symphony Orchestra. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1952, p. 253-254.
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9

Литература

  • С. В. Рахманинов / Под ред. Е.Н. Рудаковой. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — С. 44—46. — 192 с. — ISBN 5-7140-0091-9.
  • Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю. В. Келдыш. - Москва : Сов. энциклопедия, Т. 4: Окунев - Симович. Т. 4. — 1978. — 974 с.
  • С. В. Рахманинов : альбом / Гос. центральный музей музыкальной культуры им. М. И. Глинки ; Сост. Е. Рудаковой ; общ. ред., вступ. ст. и тексты А. Кандинского. — Москва : Музыка, 1982. — 187 с.
  • История русской музыки : в 10 т. / Всесоюзный науч.-исслед. ин-т искусствознания М-ва культуры СССР ; [редкол.: Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, А. И. Кандинский]. — Москва : Музыка, Кн. 2: 1890-1917 : Кн. 2 : Хронограф / [под общ. науч. ред. Е. М. Левашeва]. — 2011. — 1226 с. — ISBN 978-5-9551-0509-3
  • Sergei Rachmaninoff : a lifetime in music / Sergei Bertensson a. Jay Leyda ; with the assistance of Sophia Satina a. with a new introd. by David Butler Cannata. — Bloomington ; Indianapolis : Indiana univ. press, cop. 2001. — 464 с.